Менее чем за месяц онлайн-курсы Coursera дважды натыкались на камень преткновения. На прошлых выходных профессор, преподававший десятинедельный курс «Микроэкономика для менеджеров» (“Microeconomics for Managers”) в рамках программы Ирвин Калифорнийского университета, сообщил студентам, что уходит из проекта, отработав всего пять недель (половину срока).

«Мы так и не пришли к общему мнению по вопросу о том, как лучше проводить занятия, и, к сожалению, мне пришлось уйти», — сказал в открытом обращении к студентам профессор бизнес-школы Ирвин Калифорнийского университета. И хотя Ричард Маккензи больше не будет дистанционно обучать студентов, профессор заявил, что занятия продолжатся, но вести их будут руководители проекта, включая заместителя декана по дистанционному обучению Калифорнийского университета.

Это событие произошло спустя всего две недели после предыдущей приостановки онлайн-занятий Coursera. По иронии судьбы курс назывался... «Как проводить онлайн-занятия». Причиной происшедшего стали многочисленные жалобы студентов на непредвиденные технические неполадки и проблемы с дизайном.

Сразу после ухода преподавателя ситуацию не прокомментировали ни руководители Coursera, ни сам Маккензи. Но, согласно газете Chronicle of Higher Education, представители Coursera сообщили, что профессора «не убрали» с его должности, а упомянутые им в своем заявлении «разногласия» с менеджерами стартапа вообще напрямую к Coursera никак не относятся.

Профессор не привык к большой и разнотипной аудитории

Гэри Маткин, декан дистанционного обучения Калифорнийского университета, отметил, что Маккензи просто не смог найти подход к самым необязательным студентами, которые, без сомнения, представляли собой весьма солидный контингент из общей массы слушателей курса 37 000 человек.

«Профессор Маккензи не привык (как и многие другие) давать учебный материал университетского уровня такой больший аудитории, состоящей из самых разных студентов, включая и тех, кто весьма несерьезно относится к получению знаний. Или тех, кто не понял выгоды от овладевания дополнительной теоретической базой. Или испытывает трудности с обучением», — сказал Гэри Маткин в интервью образовательному блогу GigaOM.

В прошлом году успешно продвигались курсы MOOCs, чье руководство сумело привлечь в проект многомиллионные инвестиции и заинтересовать дистанционным обучением тысячи студентов. Но два последних инцидента с Coursera показывают, что хотя учебная модель имеет большой потенциал в деле вовлечения в учебный процесс в режиме онлайн миллионов людей, она все еще нова и ограничена.

Как мы недавно писали, остановка занятий Coursera ранее в этом месяце была вызвана необходимостью внедрения более качественного контроля и мониторинга за процессом, а также требования большей гибкости от преподавательского состава. Последняя неудача лишь еще больше подчеркнула пропасть между желаемым и действительным положением вещей: между тем, как профессора хотят проводить онлайн-занятия и как они могут это делать в данный момент.

В нескольких из своих открытых обращений к студентам (сами обращения довольно пространны) Маккензи объяснял свое отношение к курсу и его учебным стандартам. Профессора, по его словам, поразило, что многие студенты ни в какую не хотят приобретать рекомендованную к самостоятельному изучению литературу, а качество учебных видеоматериалов Coursera оставляет желать лучшего.

Из 37000 студентов лишь 2 процента вступают в дискуссии

А еще больше, по словам Маккензи, его с самого начала поразил тот факт, что из 37 000 слушателей курса «Микроэкономика для менеджеров» большую часть студентов нисколько не интересовал процесс обучения. За первые две недели в онлайн-систему входило менее 40 процентов студентов, а единственную видео-лекцию просмотрело и того меньше — всего 25 процентов. Менее двух процентов учащихся принимали активное участие в дискуссиях, — добавил Маккензи.

«Меня удивило большое количество комментариев к текстам моих обращений. Однако меня продолжает беспокоить, что значимость и необходимость курса для серьезных и активных студентов перечеркивается целой армией студентов, не участвующих в учебном процессе и не интересующихся им», — писал профессор еще в январе. «Я хочу мотивировать неактивных и невовлеченных в процесс студентов на освоение программы и более серьезное отношение к занятиям. Если у меня не получится этого добиться, то я бы предпочел заниматься с серьезными и активными студентами, а неактивным и незаинтересованным, как по мне, лучше отказаться от обучения на курсах прямо сейчас».

Именно в этом, судя по реакции декана Маткина и решению бизнес-школы Ирвайн продолжать онлайн-занятия с другим преподавательским составом, и заключалась причина конфликта между Маккензи и руководством проекта Coursera. Стоит учесть и то, что учителя, привыкшие работать с менее многочисленной аудиторией и со студентами с примерно одинаковым уровнем мотивации и потребности в получении знаний, могут чувствовать себя некомфортно в качестве преподавателей столь масштабных проектов, как курсы MOOC. Пусть «виртуальная аудитория» может «вместить» огромное количество студентов, но у всех у них по-разному развита ответственность. Преподаватели подобные Маккензи (и его сторонникам как в рамках проекта, так и вне его) могут успешно учить лишь тех, кто сам хочет учиться и интересуется предметом курса.

В то же время, от преподавателей онлайн-курсов MOOC требуется умение обеспечить получение знаний всеми студентами, независимо от их обязательности и заинтересованности. Удивительно другое: Маккензи оказался не готов адекватно воспринять реальное положение вещей. Учитывая, что он уже занимался преподавательской деятельностью в дистанционном обучении MOOC, непонятно, почему возникшая конфликтная ситуация стала для профессора сюрпризом. Тем не менее, у руководства Coursera появился повод задуматься о более качественном подборе и подготовке преподавателей для проведения онлайн-курсов.

 

Источник: http://gigaom.com/2013/02/19/more-growing-pains-for-coursera-in-another-slip-up-professor-drops-out-mid-course/

Coursera  MOOC  


 
 
 

 все публикации

 новинки каталога

Рейтинг@Mail.ru