Если тех, кто сидит за компьютером десятки часов в неделю, убивая виртуальных чудовищ, называют «хардкорными геймерами», то учащихся, одержимых массовыми открытыми онлайн-курсами можно называть «хардкорными (закоренелыми) студентами».

Около 100 учащихся, пользующихся услугами компании Coursera, наиболее крупного провайдера MOOCs (massive open online courses), окончили 20 или более курсов. А более 900 учащихся, по данным компании, окончили 10 или более курсов. Это подразумевает прослушивание одновременно нескольких курсов, и просмотр видео-лекций и выполнение автоматически оцениваемых заданий со страшной скоростью, с целью получить как можно больше сертификатов об обучении не имеющих официального признания.

Термин MOOCs своего рода аналогия известного в мире видео игр акронима MMOGs -massively multiplayer online games, к которым относятся кооперативные игры типа World of Warcraft, имеющие миллионы преданных игроков по всему миру. Так что возможно нет ничего удивительного в том, что некоторые учащиеся MOOC стремятся ‘выиграть’ как можно больше сертификатов, и относятся к онлайн-лекциям как к захватывающему хобби, отнимающему время, которое могло быть потрачено на общение с друзьями вне дома.

Автор статьи задал вопросы небольшой группе закоренелых учащихся MOOC, чтобы узнать с какой целью они выбрали данный вид обучения и чему научились.

 

hardkorniy-student-mooc

51-летний Джонатан Хэйбер решил на год забыть о работе в издательстве, чтобы закончить четырехгодичную программу высшего образования за 1 год с помощью MOOCs и других бесплатных онлайн-материалов.

 

Большинством движет скорее любопытство, нежели желание продемонстрировать сертификаты потенциальному работодателю, и ни один из опрашиваемых не заплатил деньги, чтобы получить подтвержденный сертификат.

Взять, например, Анну Начёса, 42-летнюю мать одиночку, проживающую в деревне близ Амстердама, которая каждый вечер посвящает прохождению онлайн-курсов несколько часов после ужина с детьми. По ее словам, прохождение MOOCs заменяет чтение книг, а телевидение она никогда не считала увлекательным. По образованию она физик, диплом МГУ,  занимается разработкой программного обеспечения.

«На самом деле, процесс затягивает», - заявляет Анна. Для людей это своего рода личный Эверест: они пытаются взобраться, просто чтобы понять, что могут. «У голландцев есть пословица ‘Не попробовал выстрелить, считай, уже промахнулся’».

Вряд ли зависимость от MOOC станет насущной социальной проблемой – все-таки у Coursera уже больше 3,5 миллионов учащихся, так что эти фанатики представляют собой лишь меньшинство. Однако большинство опрашиваемых заявили, что они несколько обеспокоены количеством часов, проведенных перед экраном ноутбука с целью просмотра лекций, и собираются урезать число прослушиваемых курсов с 7 до, скажем, 4.

«Не думаю, что это нормально», - признается Павел Лепин, 35-лентний житель Латвийского города Елгава, который получил около 30 сертификатов от компаний Coursera, Udacity и edX. «Друзья и коллеги по работе уже шутят о моей зависимости».

Одной из причин, почему Лепин прослушивает столько курсов, является опасение, что их снимут с потока или сделают платными. Это волнует и других учащихся. «Все сводится к ощущению того, что подобный шанс предоставляется раз в жизни», - заявляет Павел. «Боюсь, в любой момент это может закончиться».

 

4 совета от ветеранов MOOC

Образовательным учреждениям и преподавателям, задействованным в программах MOOC, а также тем, кто планирует присоединиться, есть чему поучиться у тех, кто тратит на виртуальное обучение больше времени, чем кто-либо в мире. Вот что отмечают эти учащиеся:

 

Ясность и организация – ключ к успеху

Все опрашиваемые, исходя из своего опыта, заявили, что качество курсов широко варьируется. Но вот что точно может испортить курс, так это неясность. Когда задания неточны, ожидания смутны, а процесс обучения неясен, учащиеся выражают свое негодование на форуме.

«Любая неточность или проблема будет преувеличена в стократ», - заявляет Рич Сейтер, 47-летний разработчик программного обеспечения из Санта Круз, Калифорния, прослушавший 35 курсов.

Исходя из опыта обучения в Институте технологий штата Массачусетс (Massachusetts Institute of Technology), Сейтер утверждает, что при стандартном процессе обучения подобные технические моменты разрешаются быстро, и многие преподаватели привыкли к тому, что они всегда могут подкорректировать программу по ходу, вместо того, чтобы четко все распланировать перед началом семестра.

Павел Лепин добавляет, что при разработке онлайн-курса степень готовности преподавателя или ее полное отсутствие весьма заметна. «Нужно затратить достаточно много усилий на подготовку», - заявляет он. «Видно, что многие преподаватели не были готовы начинать обучение».

 

Главное – преподаватели

Когда учащиеся обсуждают прослушанные курсы, первым делом они говорят о преподавателях. Название учреждения предлагающего курс они иногда не помнят.

«Таким образом, преподаватели для нас своего рода знаменитости, и я считаю, что они заслуживают такой известности», - заявляет Анна Начёса. «Из них знаменитости лучше, чем из актеров и музыкантов».

Хэлен Уайднер, отставной менеджер-аналитик из города Бастроп, штат Техас, прослушавшая 18 курсов, была удивлена тем, как учащиеся выражают свой восторг на форумах в отношении того или иного преподавателя. «Некоторые хотели сделать футболки с фотографиями преподавателей и их цитатами», - говорит она. Другие изъявили желание собрать деньги для проведения дополнительных занятий.

 

Текст имеет значение

Некоторые студенты отмечают, что если материал излагается лишь в форме видео-лекций, освежить пройденное при подготовке к тесту или экзамену сложно. Так как в большинстве случаев отсутствует возможность поиска, студенты не знают, как найти и освежить в памяти нужный материал.

«Было бы чудесно, если бы к каждому курсу прилагались материалы для чтения», - говорит Анна Начёса, отмечая, что просматривать текст быстрее и удобнее.

Рич Сейтер предпочитает преподавателей, которые делают копии слайдов лекций и делают их доступными для скачивания. Тогда у него появляется возможность распечатать лекции и делать пометки во время просмотра видео материала. Многие преподаватели, задействованные в MOOCs, не хотят строить свою программу на основе дорогих учебников, а большинство опрашиваемых учащихся признались, что не покупали учебники, раз это было необязательно. Но по их словам, транскрипт лекции очень бы помог.

 

А важнее всего энтузиазм

По словам учащихся, не все преподаватели фотогеничны. Но даже те преподаватели, чьи выступления местами странноваты, завоевали студентов своим страстным отношением к предмету.

«В основе отличного онлайн-курса лежит энтузиазм», - заявляет Павел Лепин. Кажется, все опрашиваемые согласны с этим утверждением.

 

MOOC vs. традиционное образование

Один из наиболее спорных и обсуждаемых вопросов звучит так: Получают ли учащиеся онлайн-курсов такой же объем знаний, как и при традиционных формах обучения?

Этим вопросом серьезно озадачен, по крайней мере один закоренелый студент. 51-летний Джонатан Хэйбер решил на год забыть о работе в издательстве, чтобы закончить четырехгодичную программу высшего образования за 1 год с помощью MOOCs и других бесплатных онлайн-материалов.

Параллельно он рассказывает об успехах в своем блоге.

К июню Хэйбер планирует прослушать 16 онлайн-курсов из поставленных 32х, и по его мнению, в процессе просмотра видео и подготовки заданий  он получает такой же объем знаний, какой получал при обучении бакалавром в Уэслианском университете.

Рич Сейтер говорит, что возможно получить тот же объем знаний, что и при традиционных формах обучения, но для этого нужно делать и необязательные задания, которые большинство учащихся не выполняют.

Он также отмечает, что нагрузка варьируется от курса к курсу, как и при традиционном варианте обучения, а также сознается, что сам выполняет минимальный объем работы по курсу, и на его взгляд остальные учащиеся поступают так же.

«Студенты менее обязательны в отношении бесплатных курсов», - заявляет Рич. «Выполненная работа часто не раскрывает потенциал учащегося».

Маркус Лауэр, 32-летний кандидат наук, студент Университета земли Саар, Германия, прослушавший более 28 курсов с помощью компании Coursera, заявляет, что для него онлайн-курсы предоставляют такую прекрасную возможность быстрого введения в новые области, какую книга обычно не может.

Но чтобы поистине глубоко изучить предмет, ему требуется более традиционный вид обучение с упором на чтение книг.

«Я считаю, что если вы хотите стать экспертом в определённой области – без книги не получится», заявляет он.

Источник



 
 
 

 все публикации

 новинки каталога

Рейтинг@Mail.ru