-
13.02.13

Существует предположение, что онлайн-революция рано или поздно охватит привычное естественное образование, но стремительно прогрессивное развитие, которое можно наблюдать за прошедший месяц, доказывает, что изменения происходят значительно быстрее, чем это ожидалось. В течение последних 30 дней самая крупная образовательная система в США начала предлагать кредит на онлайн-курсы, крупный университет начал присуждать степень бакалавра без предварительного очного обучения, а множество государственных университетов переносят свои лекции на онлайн уровень. Время, когда онлайн-образование займет лидирующие позиции, уже не кажется каким-то гипотетическим будущим.
Уже более десяти лет университеты с селективным приемом категорически отказывались предоставлять кредит для подавляющего большинства популярных онлайн-курсов. Начавшийся всего с 50 экспериментальных бесплатных онлайн-курсов, проект новаторской системы автоматизированного обучения Массачусетского технологического института быстро увеличился до 1700 курсов по всей сети университетов в мире всего за 3 года. Запуск новой программы интернет-образования Coursera, которая добавила интерактивное видео, домашние задания и возможность взаимного обучения в университетах самого высокого уровня, позволил собрать более 2,5 млн. пользователей за 9 месяцев с момента ее дебюта в апреле 2012 года.
И наконец, в прошлом месяце Сообщество Калифорнийского Государственного Университета, крупнейшей системы образования в мире, дало старт пилотному проекту, запустив несколько онлайн-курсов, заниматься на которых можно в кредит по супернизкой стоимости в $ 150 за курс.
Ранее в этом году уже делались попытки предсказать, во что же выльется проект калифорнийского научного сообщества, и сможет ли он заменить привычное образование. Предположения оказались верными, за исключением одного момента: научное сообщество не планировало увидеть положительные результаты данного эксперимента. Но уже через три недели после такого заявления Калифорнийского университета Американский совет по образованию, объединение из более чем 1800 аккредитованных университетов, объявил, о запуске дешевых онлайн-курсов в еще трех высших учебных заведениях, в том числе и в Университете Пенсильвании.
Но самым прогрессивным из всех оказался, пожалуй, Университет Висконсина, предложивший узаконить возможность получения степени бакалавра без посещения очных занятий. Пока студенты имеют возможность проходить тесты и оплачивать связанные с этим расходом, они могут учиться в любой точке мира.
Чтобы дать читателям представление о том, насколько резко происходят такие изменения, пионер онлайн-образования и основатель обучающего вебсайта Акамедии Хана на основе YouTube, Салман Хан, высказал свое мнение о возможности тестирования для получения степени бакалавра на фестивале «Больших идей» в Институте Аспена два года назад. Никто, даже передовики цифрового образования, не мог подумать, что речь идет о самом ближайшем будущем.
Несколько нивелирует результаты проводимых экспериментов тот факт, что действие обычно совершается быстрее, чем мыслительный процесс. Чтобы оценить один курс, могут понадобиться годы, не говоря уже о реструктуризации всей системы образования. Обзор исследований Департамента образования США вполне четко дает понять, что «студенты, которые полностью или частично занимались онлайн, показали лучшие результаты, нежели те, кто изучал данный курс традиционным очным способом».
Еще один пилотный проект, в котором физическое присутствие преподавателя заменили онлайн-лекциями лауреата Нобелевской премии, показал ошеломительные результаты: результаты тестов студентов, участвовавших в этом проекте, улучшились в два раза (pdf).
Тем не менее, в области образования хорошо известно, что успешные пилотные проекты, как правило, распадаются после массового распространения. Образовательные эксперименты отлично работают с лучшими преподавателями и студентами, но они сталкиваются с огромными трудностями, когда выходят за эти рамки в массовое пользование.
Таким образом, становится очевидно, что невозможно утверждать, как такие эксперименты повлияют на систему образования. Единственное, что известно достоверно, - новшества уже на пороге.